Тибетская астрологическая традиция не относится к числу «умерших», как это произошло с очень многими древними системами. Во многом это связано с тем, что на протяжении многих веков она официально культивировалась теократическим государством Тибета, поскольку астрология входит в число «11 -ти буддийских наук»: И в наши дни сохранилась традиционная система образования: при некоторых тибетских монастырях функционируют астрологические факультеты, которые готовят среди тибетцев специалистов-астрологов.

Следует подчеркнуть, что изучение тибетской астрологии не¬возможно без хотя бы минимального погружения в культурно-философский контекст, специфичный для тибетских традиций. Попытка рассмотрения ее исключительно с точки зрения, характерной для западной астрологии (в которой преобладает психологический подход к человеку) конечно возможна, однако, неизбежно приведет к поверхностному пониманию. Конечно, сказанное ни в коей мере не означает, что тибетская астрология настолько специфична, что представляет только культурно-исторический интерес. Напротив, это действующая система, которую можно применять на практике, и одна из целей этой книги - дать по возможности ясное и конкретное изложение соответствующих методов. Однако, для более глубокой астрологической практики неизбежно потребуется определенная адаптация с учетом специфики западных условий, а это действительно не может быть сделано без глубокого понимания смысла и оригинального подхода этой астрологической системы.

Чтобы проникнуть в сущность тибетской астрологии, необходимо понять те цели и задачи, которые она была призвана решать. В древнем Тибете одно из названий астрологической науки было «астролог, которому ведомо управление порядком бытия» (skos shes rtsis mkhan), а истинный мастер астрологического знания рассматривался как человек, который благодаря своим прошлым благим действиям обрел власть над ходом событий и способность быть судьей, различающим добрые и злые дела [6]. То есть астрологической науке приписывались поистине космогонические функции: она была призвана управлять движением космоса и компенсировать те нарушения во взаимоотношении первоначал, которые возникли в далеком прошлом в ходе формирования вселенной. Последний момент весьма ясно отражен в одной из тибетских легенд, описывающей возникновение астрологического знания [ 18]. В ней говорится, что в далекой древности было время, когда силы природы, различные миры и населяющие их существа находились в гармоничных отношениях друг с другом. Но вот однажды две сущности - триграммы Гин (гора) и Зон (ветер), - бывшие братом и сестрой, по неведению вступили в кровосмесительную связь. Это событие послужило началом «цепной реакции» возникновения противоестественных связей между существами из разных миров (в особенности Дэвов и Нагов), в результате чего были порождены так называемые «восемь классов отрицательностей» и существа шести миров бытия: ада, мира Претов, животных, людей, Асуров и Дэвов. В мир пришли болезни и страдания. То есть «механизм», управлявший космической жизнью, оказался разрегулированным, мировой процесс уже не мог протекать естественно. Возникла необходимость в системе знаний, на основании которой люди могли бы сознательно участвовать в управлении протекающими в их сфере существования процессами. И вот одной из таких систем знаний и является астрология, возникшая в результате сотрудничества людей и существ из высших миров.

Говоря о задачах, которые была призвана решать тибетская астрология, не следует забывать, что она неотделима от тибетской буддийской традиции в целом. И по этой причине ее цели были подчинены высшей цели буддизма - просветлению существ. Прежняя задача астрологии - «управление порядком бытия» - из основной цели превратилась в средство, что связано с изменением системы ценностей и мировоззрения тибетского общества. Ведь с точки зрения философии буддизма существующий «порядок бытия», как в его гармоничной (до описанной выше катастрофы), так и в негармоничной форме существует постольку, поскольку населяющие мир существа пребывают в состоянии неведения. Если неведение будет устранено, то мир изменится, и уже не будет необходимости предпринимать усилия для поддержания какого-то ни было порядка.

Таким образом, астрология в рамках буддизма стала одним из искусных средств, применяемых буддистами для помощи существам на их пути к реализации состояния Будды. Можно выделить следующие основные задачи, которые была призвана решать тибетская астрология: поддержание гармонии в процессе обычной, мирской жизни населения Тибета (выявление благоприятных и неблагоприятных периодов для различного рода деятельности, гармонизация брачных отношений, медицинская астрология и т.д.);

-           расчет периодов времени, благоприятных для выполнения ритуалов по взаимодействию с существами из других измерений в мирских целях (например, ритуалов по нейтрализации негативных воздействий на здоровье человека со стороны злых духов);

-           помощь людям в продвижении по пути Будды посредством выявления их кармических проблем, предсказания периодов активизации негативных кармических тенденций и т.д. (все мы имеем основные положительные и отрицательные кармические следы, накопленные за многие воплощения, которые находятся в потенциальном состоянии и ждут условий для своего проявления.

Когда мы попадаем под влияние вредоносных планет и звезд, то негативные кармические следы пускают корни и проявляются в нежелательных действиях и омраченных состояниях сознания. В такие периоды астролог может предложить человеку провести очистительные ритуалы или дать совет, как вести себя, чтобы избежать создания новой негативной кармы);

-           расчет периодов времени, благоприятных для проведения ритуалов по взаимодействию с существами из других измерений в не мирских (духовных) целях (так, имеются особые «дни Дакинь», «дни охранителей» и т.д, в которые наиболее благоприятно обращение к различным классам просветленных существ для получения помощи на духовном пути);

- использование методов астрологии для оптимизации работы с энергией - с каналами, чакрами и т.д. (состояние нашей тонкой энергетической системы подвержено влиянию различных астрологических факторов, учет которых желателен для успеха в тантрической практике).

Одной из особенностей тибетской астрологии является ее многообразие. В самом Тибете используются различные астрологические системы, и это обстоятельство нужно обязательно принимать во внимание. В Тибете вся совокупность астрологических вычислений, гаданий и ритуалов называлась Цуглаг (gtsug lag). Можно выделить три уровня классификации тибетской астрологии. Так, исходя из деления по функциональному признаку в тибетской астрологии можно выделить следующие разделы:

Натальная характеристика - определение характера и психологических особенностей индивидуума и основных особенностей его жизни в целом в зависимости от даты и времени его рождения.

Астрология предшествующих жизней (tse rabs las rtsis) дает возможность на основе гороскопа рождения определить особенности прошлых реинкарнаций, позволяя тем самым более ясно осознать условия данного воплощения.

Прогноз- предсказание вероятных событийных факторов, воздействующих на человека, для какого-либо периода времени, в частности, общий прогноз описывает факторы, которые так или иначе могут сказываться на всех людях, ^индивидуальный прогноз зависит от индивидуальных особенностей человека. Следует заметить, что характер прогноза в тибетской астрологии несколько отличается от того, каким он является в западной астрологии. Дело в том, что тибетская астрологическая система в значительной степени основана на нумерологии, что же касается учета реального положения планет на небе, то наибольшее внимание уделяется Луне - самой «быстрой» из планет. По этой причине астрологические характеристики дней существенно изменяются ежедневно. В связи с этим наиболее распространенными видами прогноза в Тибете являются прогноз на год (skag rtsis) и на день (zhag rtsis), однако, также делаются прогнозы на месяц и другие возможные периоды. Поскольку, как мы увидим, подготовка детального прогноза для какого-то определенного дня -дело довольно трудоемкое, то дневной прогноз часто называют астрологией особых дней, т.е. такой детальный прогноз используется только в случае каких-то особо важных событий.

Брачная астрология (bag rtsis) позволяет определить совместимость супругов, составить прогноз их совместной жизни, определить количество и время рождения детей и др.;

Астрология смерти (gshin rtsis) позволяет предсказать момент и обстоятельства смерти, а, если смерть уже наступила, призвана определить способ погребения и вид соответствующих ритуалов.

Медицинская астрология. В отличие от западных традиций в Тибете медицина и астрология рассматриваются как две взаимосвязанные области знания, неотделимые друг от друга. Основа такого подхода в значительной степени заложена в учениях Калачакра-тантры, которая рассматривает человека (вернее, живое существо) в единстве со внешним миром. Система Калачакры включает три основных раздела: внешний, внутренний и тайный. Внешний раздел излагает устройство объективного мира, космологию, астрономию и астрологию, внутренний посвящен внутренней энергетической структуре человека и медицине, тайный же содержит секретное йогическое учение, реализация которого приводит к выходу за пределы двойственности субъекта и объекта. Таким образом, как человек, так и вселенная рассматриваются исходя из единых методологических принципов, поскольку с точки зрения буддийской философии на абсолютном уровне субъект и объект неотделимы. Поэтому тибетская астрология и медицина являются по существу двумя разделами (внешним и внутренним) одного единого учения о не двойственной по своей окончательной природе вселенной.

В Тибете существует не один, а много ритуалов погребения, причем считается, что следует избирать тот вариант, который соответствует элементу, преобладавшему в момент смерти. Так, согласно, способ захоронения выбирается следующим образом: «если выпадает Огонь, то кремация; Земля - похоронить на кладбище; Вода - предать тело воде; Железо - тело следует захоронить под собственным домом и если Дерево, то тело должно быть отдано на съедение хищникам».

 

Источник: книга «Астрология Тибета»