Элементы в тибетской астрологии

                          

В тибетской астрологии используются две системы элементов, одна из которых в основном связана с системой Джунци, а другая - с системой Карци.

Первая - это система 5 элементов (Дерево - Огонь - Земля -Металл - Вода), используемая в китайской традиции. Вторая - это хорошо известная система индоевропейских элементов: Пространство (акаша), Воздух, Огонь, Земля, Вода.

Элементы - это универсальные материальные, а также энергетические первоначала вселенной, которые встречаются во многих (быть может, даже в большинстве) традиционных философских систем. Они играют важную роль также в китайской, индийской, греческой и др. традициях. В тибетской астрологии наибольшую роль элементы играют в системе Джунци, поэтому мы в первую очередь рассмотрим смысл 5-ти элементов, связанных с этой системой. Ниже на протяжении всей книги, когда идет речь об элементах, если не указано другое, имеются в виду именно пять элементов из системы Джунци.

Тибетское понимание символики 5-ти элементов в современной системе Джунци во многом сходно с ее трактовкой в китайских системах, таких как У-Син. Следует отметить, что китайский иероглиф «син» в буквальном смысле слова означает «двигаться, движение». Поэтому дословный перевод термина «у-син» - это «5 движений», и, на более тонком уровне - 5 типов сил, потенций, вызывающих в мире пять типов движений. Хотя, вне всякого сомнения, между китайскими и индоевропейскими элементами имеется весьма большое сходство13, тем не менее вряд ли правомерно их полностью отождествлять. В индоевропейской традиции элементы были гораздо в большей степени субстанциональны, чем в китайской: там они действительно были теми «кирпичиками», «атомами», из которых составлялись материальные объекты. В Китае же элементы были си лами, потенциями движения, и там не предполагалось, что они имеют атомарную структуру. Вообще, как отмечают китаеведы, проблема взаимоотношения китайских и индоевропейских элементов до сих пор еще не нашла окончательного решения.

 Так, в тибетской традиции между элементами в Чжунг-ци и в Кар-ци устанавливалось соответствие посредством сопоставления элементу «дерева» в Чжунг-ци элемент «воздух» в Кар-ци, а элементу «земля» в Кар-ци - объединение элементов «металл» и «земля» в Чжунг-ци.

 В древности считалось, что все процессы носят циклический характер, и по этой причине пять элементов, являясь основными типами движения, одновременно представляют собой 5 стадий любого циклического процесса.

 

Дерево соотносится с рождением (переходом из потенциального состояния в проявленное), Огонь - с ростом, Земля - со зрелостью, Металл - со старостью, Вода -  угасанием всякой активности, смертью, переходом в потенциальное состояние. Причем важно отметить, что каждый элемент характеризуется циклическими сезонными изменениями, каковые представлены в табл.1.

  Металл          Дерево           Вода               Огонь

Весна Умирание       Процветание Ослабление  Рождение

Лето    Рождение      Ослабление  Умирание       Процветание

Осень Процветание Умирание       Рождение      Ослабление

Зима   Ослабление  Рождение      Процветание Умирание

Таблица 1. Циклическое движение элементов в соответствие с сезонами (согласно китайской традиции). 

В таблице не указана Земля, потому что Земля считается элементом, лежащим в основе всех остальных элементов, и доминирует в последние 18 дней каждого сезона.

Теперь, после общего рассмотрения природы 5-ти элементов, перейдем к рассмотрению их характеристик, даваемых в тибетской астрологической традиции:

 

Дерево

Дерево представлено молодым деревом с нежно-зелеными листьями или деревянной рукоятью меча Манджушри. Дерево связано с пробуждением, утром, весной и Востоком. Его характеристикой, как символа жизненности, являются рост, подвижность, сила вдохновения и созидание. Его природа - мягкая и гармоничная, но в чрезвычайных ситуациях может проявляться раздражение. Его цвет зеленый, орган - печень, задачей которой является преобразование и синтез телесных составляющих. Вкус- кислый, планета Юпитер.

С Деревом соотносятся триграммы Зин - пробуждение, гром, и Зон - мягкость, ветер.

Люди, рожденные под покровительством стихии Дерево, обладают привлекательностью и остаются в близком контакте с землей, дарующей им жизнь и делающей их спокойными, уравновешенными и уверенными. Благодаря этим особенностям, люди Дерева пользуются поддержкой во всех своих начинаниях, которые, как правило, успешны. Их новаторские идеи свидетельствуют о большой широте ума. Их величайший недостаток - это расточение энергии, что может лишить их шанса на успех. Голос гортанный.

     Огонь

Огонь представлен бриллиантом, пылающими искрами. Огонь соответствует Югу, полудню и лету. Его качества - пыл, радость, рвение и страсть. Он полон искр и преображает все, чего касается - до испепеления. Его очищающая сила легко может стать разрушительной. Его страсть неистова, а его характер - это смесь раздражительности, нетерпимости и сжигающих амбиций: все, что сопротивляется должно быть уничтожено.

Его орган - сердце, вкус - горький, цвет - красный. Качества -ясность и сияние. Огонь ассоциируется с Солнцем, а его воинственный, нетерпимый и разрушительный характер связывает его с планетой Марс. Его триграмма - Ли соотносится с трупом перед сожжением.

Рожденные под покровительством Огня - маленькие, черные с орлиными носами и свистящими голосами. Из-за их неистового и взрывного характера это люди, которых невозможно в чем-то убедить. Они очень восприимчивы, не терпят компромиссов, великодушны, теплы и идеалистичны, ставят перед собой высокие цели и достигают их, движимые амбициями, отметая в стороны все препятствия. Окружающие привлекаются и притягиваются их сиянием, как бабочки притягиваются пламенем. Они – мистические воины с пылающими сердцами, и только лицемерам и посредственности нужно бояться их.

Земля

Земля представлена желтым квадратом, она - центр всего. Ее время - середина дня, время отдыха, и четыре периода межсезонья, а также четыре промежуточные направления. Это кристаллизующая сила, работает медленно и мощно, стабилизируя все и делая конкрет¬ным. Ее качества - плодородие и изобилие, добродетель - реализм, чувство конкретного.

Ее орган - селезенка, вкус сладкий, планета Сатурн. Триграмма земли Кхон - восприимчивость, приятие.

Рожденные под покровительством Земли - коренастые, с сильными конечностями, крупными чертами лица, глубокими, идущими из живота, голосами. Это практичные люди, рассуждают мудро и благоразумно. Они работают методично, хотя и медленно, имея конкретные и твердые устремления. Предприимчивые и практичные, они могут быть эгоистами и собственниками, привязанными к материальным вещам.

Металл

Металл представлен клинком или острием меча Манджушри. Он соответствует вечеру, закату, Западу и осени. Он наделен всеми качествами стали: холодностью, сухостью, ясностью, чистотой, прочностью и остротой. Он является символом прямоты и справедливости и отсекает с решимостью. Но становясь чрезмерно жестким он разрушает и препятствует развитию.

Орган металла-легкие, вкус-терпкий, цвет-белый, планета - Венера. Он связан с триграммой Да - наслаждение. Может показаться, что это противоречит сказанному ранее, но у Металла есть два аспекта: несмотря на жесткость и резкость, соответствующие идеалу справедливости, он обладает магнетизмом. Это притягательный и радостный элемент, ведомый земными удовольствиями, и в этом смысле символизирующий сексуальность и чувство наслаждения.

Люди, рожденные под знаком Металла, имеют крепкое и пропорциональное телосложение, чистый цвет лица и говорят в нос. Они интеллектуалы, сторонники новизны и справедливости, решительно преследующие свои цели и не терпящие никакого вмешательства в их дела. Сильные индивидуалисты, они однако постоянно разрываются между нравственными идеалами и привязанностью к плотским удовольствиям, и находят спасение в жестком поведении, чтобы скрыть свои противоречия и свою нестабильность.

Вода

Вода символизируется волнами. Она связана с Севером, зимним холодом и ночью. Обычно чаще рассматривается свойственный ей холод, чем изобилие - еще одно присущее ей свойство. Вода - это основа проникновения и увлажнения, полное прекращение деятельности. Инертность и отсутствие страсти ведет к покою и восприимчивости. Вода также символизирует скрытую силу, которая находится в покое и обладает большой потенциальностью- покой, который необходим перед новым началом.

Ее цвета - темно-синий и черный, вкус - соленый, орган - почки, которые управляют телесными жидкостями. Она ассоциируется с Луной, планетой Меркурий и триграммой Кхам - непостижимый.

Рожденные под покровительством Воды флегматичны. Их тела круглые и тучные, кожа мягкая и податливая, цвет лица - темный, у них толстые губы, круглые лица, рот полуоткрыт. Приветливое и непринужденное поведение делает их людьми, с которыми легко общаться. Они терпеливы и спокойны, готовы слушать других; это наперсники, дающие мудрые советы, основанные на хорошей интуиции. Хотя они робкие и застенчивые, их терпение и приспособляемость позволяют им выносить трудности и преодолевать препятствия. В несчастьях спокойствие, характерное для Воды, может превратиться в безделье и вялость. Открытость делает ее легко поддающейся влиянию и зависимой.

Каждый элемент имеет присущие ему характеристики, действие, направление, сезон, цвет, планету, орган и т.д. Это позволяет понять природу каждого элемента. Но не следует забывать, что элементы не изолированы, они динамичны и находятся в непрерывном взаимодействии. В тибетском тексте читаем: «Хотя сущность элементов едина, можно выявить ее различные качества. Ни одно из пяти действий нельзя понять в отрыве от других». Говорится, что сущность элементов едина, поскольку все они являются проявлением чистой космической энергии. Каждый представляет конкретный вид действия этой энергии в земном пространстве. Далее в тексте говорится: «..сущностными характеристиками элементов Дерева, Огонь, Земля, Металл и Вода являются соответственно движение, разрушение, затвердение, отсечение и проникновение (увлажнение).»

В природе элементы сосуществуют, либо пребывая в гармонии, либо враждуя, в зависимости от их свойств. Из этих взаимосвязей рождаются природные циклы преобразования. В астрологии чрезвычайно важно знать эти взаимовлияния - они являются основой всех вычислений и предсказаний в системе Джунци.

 Источник: книга "Тибетская Астрология"