Элементы в тибетской астрологии

                          

Элементы

В тибетской астрологии используются две системы элементов, одна из которых в основном связана с системой Джунци, а другая - с системой Карци.

Первая - это система 5 элементов (Дерево - Огонь - Земля -Металл - Вода), используемая в китайской традиции. Вторая - это хорошо известная система индоевропейских элементов: Пространство (акаша), Воздух, Огонь, Земля, Вода.

Элементы - это универсальные материальные, а также энергетические первоначала вселенной, которые встречаются во многих (быть может, даже в большинстве) традиционных философских систем. Они играют важную роль также в китайской, индийской, греческой и др. традициях. В тибетской астрологии наибольшую роль элементы играют в системе Джунци, поэтому мы в первую очередь рассмотрим смысл 5-ти элементов, связанных с этой системой. Ниже на протяжении всей книги, когда идет речь об элементах, если не указано другое, имеются в виду именно пять элементов из системы Джунци.

Тибетское понимание символики 5-ти элементов в современной системе Джунци во многом сходно с ее трактовкой в китайских системах, таких как У-Син. Следует отметить, что китайский иероглиф «син» в буквальном смысле слова означает «двигаться, движение». Поэтому дословный перевод термина «у-син» - это «5 движений», и, на более тонком уровне - 5 типов сил, потенций, вызывающих в мире пять типов движений. Хотя, вне всякого сомнения, между китайскими и индоевропейскими элементами имеется весьма большое сходство13, тем не менее вряд ли правомерно их полностью отождествлять. В индоевропейской традиции элементы были гораздо в большей степени субстанциональны, чем в китайской: там они действительно были теми «кирпичиками», «атомами», из которых составлялись материальные объекты. В Китае же элементы были си лами, потенциями движения, и там не предполагалось, что они имеют атомарную структуру. Вообще, как отмечают китаеведы, проблема взаимоотношения китайских и индоевропейских элементов до сих пор еще не нашла окончательного решения.

 

Так, в тибетской традиции между элементами в Чжунг-ци и в Кар-ци устанавливалось соответствие посредством сопоставления элементу «дерева» в Чжунг-ци элемент «воздух» в Кар-ци, а элементу «земля» в Кар-ци - объединение элементов «металл» и «земля» в Чжунг-ци.

 

В древности считалось, что все процессы носят циклический характер, и по этой причине пять элементов, являясь основными типами движения, одновременно представляют собой 5 стадий любого циклического процесса.

Дерево соотносится с рождением (переходом из потенциального состояния в проявленное), Огонь - с ростом, Земля - со зрелостью, Металл - со старостью, Вода -  угасанием всякой активности, смертью, переходом в потенциальное состояние. Причем важно отметить, что каждый элемент характеризуется циклическими сезонными изменениями, каковые представлены в табл.1. В таблице не указана Земля, потому что Земля считается элементом, лежащим в основе всех остальных элементов, и доминирует в последние 18 дней каждого сезона.

Теперь, после общего рассмотрения природы 5-ти элементов, перейдем к рассмотрению их характеристик, даваемых в тибетской астрологической традиции:

 

Дерево

Дерево представлено молодым деревом с нежно-зелеными листьями или деревянной рукоятью меча Манджушри. Дерево связано с пробуждением, утром, весной и Востоком. Его характеристикой, как символа жизненности, являются рост, подвижность, сила вдохновения и созидание. Его природа - мягкая и гармоничная, но в чрезвычайных ситуациях может проявляться раздражение. Его цвет зеленый, орган - печень, задачей которой является преобразование и синтез телесных составляющих. Вкус- кислый, планета Юпитер.

С Деревом соотносятся триграммы Зин - пробуждение, гром, и Зон - мягкость, ветер.

Люди, рожденные под покровительством стихии Дерево, обладают привлекательностью и остаются в близком контакте с землей, дарующей им жизнь и делающей их спокойными, уравновешенными и уверенными. Благодаря этим особенностям, люди Дерева пользуются поддержкой во всех своих начинаниях, которые, как правило, успешны. Их новаторские идеи свидетельствуют о большой широте ума. Их величайший недостаток - это расточение энергии, что может лишить их шанса на успех. Голос гортанный.

 

              Металл         Дерево          Вода              Огонь

Весна Умирание    Процветание          Ослабление Рождение

Лето   Рождение    Ослабление Умирание    Процветание

Осень Процветание          Умирание    Рождение    Ослабление

Зима  Ослабление Рождение    Процветание          Умирание

Таблица 1. Циклическое движение элементов в соответствие с сезонами (согласно китайской традиции).

 

Огонь

Огонь представлен бриллиантом, пылающими искрами. Огонь соответствует Югу, полудню и лету. Его качества - пыл, радость, рвение и страсть. Он полон искр и преображает все, чего касается - до испепеления. Его очищающая сила легко может стать разрушительной. Его страсть неистова, а его характер - это смесь раздражительности, нетерпимости и сжигающих амбиций: все, что сопротивляется должно быть уничтожено.

Его орган - сердце, вкус - горький, цвет - красный. Качества -ясность и сияние. Огонь ассоциируется с Солнцем, а его воинственный, нетерпимый и разрушительный характер связывает его с планетой Марс. Его триграмма - Ли соотносится с трупом перед сожжением.

Рожденные под покровительством Огня - маленькие, черные с орлиными носами и свистящими голосами. Из-за их неистового и взрывного характера это люди, которых невозможно в чем-то убедить. Они очень восприимчивы, не терпят компромиссов, великодушны, теплы и идеалистичны, ставят перед собой высокие цели и достигают их, движимые амбициями, отметая в стороны все препятствия. Окружающие привлекаются и притягиваются их сиянием, как бабочки притягиваются пламенем. Они – мистические воины с пылающими сердцами, и только лицемерам и посредственности нужно бояться их.

Земля

Земля представлена желтым квадратом, она - центр всего. Ее время - середина дня, время отдыха, и четыре периода межсезонья, а также четыре промежуточные направления. Это кристаллизующая сила, работает медленно и мощно, стабилизируя все и делая конкрет¬ным. Ее качества - плодородие и изобилие, добродетель - реализм, чувство конкретного.

Ее орган - селезенка, вкус сладкий, планета Сатурн. Триграмма земли Кхон - восприимчивость, приятие.

Рожденные под покровительством Земли - коренастые, с сильными конечностями, крупными чертами лица, глубокими, идущими из живота, голосами. Это практичные люди, рассуждают мудро и благоразумно. Они работают методично, хотя и медленно, имея конкретные и твердые устремления. Предприимчивые и практичные, они могут быть эгоистами и собственниками, привязанными к материальным вещам.

Металл

Металл представлен клинком или острием меча Манджушри. Он соответствует вечеру, закату, Западу и осени. Он наделен всеми качествами стали: холодностью, сухостью, ясностью, чистотой, прочностью и остротой. Он является символом прямоты и справедливости и отсекает с решимостью. Но становясь чрезмерно жестким он разрушает и препятствует развитию.

Орган металла-легкие, вкус-терпкий, цвет-белый, планета - Венера. Он связан с триграммой Да - наслаждение. Может показаться, что это противоречит сказанному ранее, но у Металла есть два аспекта: несмотря на жесткость и резкость, соответствующие идеалу справедливости, он обладает магнетизмом. Это притягательный и радостный элемент, ведомый земными удовольствиями, и в этом смысле символизирующий сексуальность и чувство наслаждения.

Люди, рожденные под знаком Металла, имеют крепкое и пропорциональное телосложение, чистый цвет лица и говорят в нос. Они интеллектуалы, сторонники новизны и справедливости, решительно преследующие свои цели и не терпящие никакого вмешательства в их дела. Сильные индивидуалисты, они однако постоянно разрываются между нравственными идеалами и привязанностью к плотским удовольствиям, и находят спасение в жестком поведении, чтобы скрыть свои противоречия и свою нестабильность.

Вода

Вода символизируется волнами. Она связана с Севером, зимним холодом и ночью. Обычно чаще рассматривается свойственный ей холод, чем изобилие - еще одно присущее ей свойство. Вода - это основа проникновения и увлажнения, полное прекращение деятельности. Инертность и отсутствие страсти ведет к покою и восприимчивости. Вода также символизирует скрытую силу, которая находится в покое и обладает большой потенциальностью- покой, который необходим перед новым началом.

Ее цвета - темно-синий и черный, вкус - соленый, орган - почки, которые управляют телесными жидкостями. Она ассоциируется с Луной, планетой Меркурий и триграммой Кхам - непостижимый.

Рожденные под покровительством Воды флегматичны. Их тела круглые и тучные, кожа мягкая и податливая, цвет лица - темный, у них толстые губы, круглые лица, рот полуоткрыт. Приветливое и непринужденное поведение делает их людьми, с которыми легко общаться. Они терпеливы и спокойны, готовы слушать других; это наперсники, дающие мудрые советы, основанные на хорошей интуиции. Хотя они робкие и застенчивые, их терпение и приспособляемость позволяют им выносить трудности и преодолевать препятствия. В несчастьях спокойствие, характерное для Воды, может превратиться в безделье и вялость. Открытость делает ее легко поддающейся влиянию и зависимой.

Каждый элемент имеет присущие ему характеристики, действие, направление, сезон, цвет, планету, орган и т.д. Это позволяет понять природу каждого элемента. Но не следует забывать, что элементы не изолированы, они динамичны и находятся в непрерывном взаимодействии. В тибетском тексте читаем: «Хотя сущность элементов едина, можно выявить ее различные качества. Ни одно из пяти действий нельзя понять в отрыве от других». Говорится, что сущность элементов едина, поскольку все они являются проявлением чистой космической энергии. Каждый представляет конкретный вид действия этой энергии в земном пространстве. Далее в тексте говорится: «..сущностными характеристиками элементов Дерева, Огонь, Земля, Металл и Вода являются соответственно движение, разрушение, затвердение, отсечение и проникновение (увлажнение).»

В природе элементы сосуществуют, либо пребывая в гармонии, либо враждуя, в зависимости от их свойств. Из этих взаимосвязей рождаются природные циклы преобразования. В астрологии чрезвычайно важно знать эти взаимовлияния - они являются основой всех вычислений и предсказаний в системе Джунци.

 Источник: книга " Астрология Тибета "